В предыдущей статье мы рассказывали об очень дешевых, но устаревших кассетных диктофонах, весьма дорогих узкоспециализированных цифровых мини-аппаратах и, можно сказать, бесплатных «добавочных» функциях звукозаписи в сотовых телефонах, МР3-плеерах и фотокамерах. Последние видятся подходящим средством аудиозаписи для нетребовательных пользователей, они-то и заменили бюджетные специализированные диктофоны.
«Специалисты» звукозаписи
И все же, несмотря на некоторые очевидные плюсы, прилагаемые к непрофильным гаджетам диктофоны не в состоянии вытеснить с рынка специализированную технику. Ситуация примерно такая же, как и с фотоаппаратами: камеры на сотовых телефонах становятся все лучше, но все равно качество снимков у них значительно хуже, чем у самых дешевых цифровых «мыльниц», настройки куда беднее.
Специализированные диктофоны снабжены полновесным меню, которое позволяет работать с созданными файлами и без компьютера. На небольшой монохромный дисплей (цветной здесь не нужен) выносится вся информация о заряде батареек или аккумуляторов, режимах записи и метках-индексах (рассказ о них впереди), есть возможность распределить аудиофайлы в несколько папок (чтобы было удобнее группировать их, если вы помногу пишете). Там же размещаются часы и таймер.
Как бы ни были хороши диктофоны в работе, обрабатывать полученные записи и хранить их лучше на компьютере. Для соединения с вашим десктопом или ноутбуком обычно используется адаптер с Mini-USB-входом, однако некоторые модели диктофонов имеют свой USB-выход и не нуждаются в переходнике.
Каждая компания предлагает свой собственный софт для работы с аудиофайлами на компьютере. Обычно это какой-нибудь специализированный плеер, позволяющий прослушивать записи, «подчищать» их, обрезать или соединять и т. д. Для аппаратов некоторых компаний это особенно актуально, поскольку они пишут звук в специфических форматах (хотя самые распространенные нынче – WAV и МР3), которые рядовому пользователю бывает не так-то просто конвертировать в некий общепринятый, чтобы иметь возможность работать с ним на других плеерах. Зачем это нужно? Затем, что оригинальные плееры бывают не слишком удобными; кроме того, порой возникает потребность переслать файл другим людям.
Каждая компания предлагает свой собственный софт для работы с аудиофайлами на компьютере. Обычно это какой-нибудь специализированный плеер, позволяющий прослушивать записи, «подчищать» их, обрезать или соединять и т. д. Для аппаратов некоторых компаний это особенно актуально, поскольку они пишут звук в специфических форматах (хотя самые распространенные нынче – WAV и МР3), которые рядовому пользователю бывает не так-то просто конвертировать в некий общепринятый, чтобы иметь возможность работать с ним на других плеерах. Зачем это нужно? Затем, что оригинальные плееры бывают не слишком удобными; кроме того, порой возникает потребность переслать файл другим людям.
Дотянуться до шороха
Качество аудиозаписи у специализированного диктофона однозначно выше, чем у тех аппаратов, для которых эта функция не является основной. Мало того что сами по себе их встроенные микрофоны намного чувствительнее и это особенно заметно по мере увеличения дистанции до источника звука – на всех таких аппаратах еще и предусмотрено гнездо под выносной микрофон, который бывает двух видов.
Первый, самый простой, – миниатюрный поворотный микрофон на штекере, обладающий повышенной чувствительностью и способный подавлять посторонние шумы за счет узкой направленности на интересующий вас источник звука, что особенно актуально во время работы на каких-то многолюдных мероприятиях (лекциях, например).
Второй вариант – классический микрофон на проводе, который обычно используют журналисты на пресс-конференциях, ставя его на стол перед выступающими. В таких ситуациях можно просто положить сам диктофон, но тогда не получится следить за его работой, что не всегда удобно, а иногда и вовсе чревато проблемами.
Что еще очевидно отличает специализированные звукозаписывающие устройства от «вторичных» - к ним зачастую прилагаются адаптеры для подключения к настольному телефону. Это особенно актуально для журналистов, у которых немалая часть работы проходит «на трубе», но может быть очень полезно и страстным влюбленным, желающим переслушивать щебетание объекта своего обожания...
В последнее время все большее распространение получают диктофоны со стереозаписью, они снабжены парой микрофонов, чувствительность которых вполне пригодна для записи музыки. Такие аппараты могут запечатлевать на неплохом уровне и симфонический концерт.
Правда, как уже упоминалось в предыдущей статье, диапазон принимаемых частот в таком случае должен простираться от 20 до 20 000 Гц или рядом с этими границами, что существенно отличается от требуемых для записи голоса 200-3500 Гц. Причем необходимо помнить, что данного условия недостаточно для высокого качества записи, крайне важен еще и приличный битрейт. А на некоторых даже весьма солидных аппаратах он не выше 128 Кбит/с, что явно недостаточно для достойного переложения в цифру музыкального звучания. Посему, если вы мечтаете о «музыкальном» диктофоне, при выборе подходящей техники не особенно доверяйте громким рекламным лозунгам, а внимательно изучайте необходимые вам параметры, которые могут не соответствовать обещанным производителями возможностям.
Игры со звуком
Поскольку специализированный диктофон, что называется, «заточен» под запись звука и его прослушивание, он обладает продуманным для этого управлением. К примеру, для работы с аудиозаписью важна функция индексации, которая позволяет вам помечать важные моменты и впоследствии автоматически переходить к ним, минуя несущественные отрезки. Она есть не на всех аппаратах, но распространена уже довольно широко.
Еще одна очень полезная функция, которой обладают только специализированные диктофоны, – голосовая активация, в различных вариациях обозначаемая как VAS, SCVA и VCVA. В первых двух случаях диктофон не пишет звук во время пауз тишины, в третьем работает на запись лишь при достаточно сильном звуке, который можно разобрать при воспроизведении. Мало того что он при этом экономит энергию и место флеш-памяти, так еще и неимоверно упрощает вашу работу с записью впоследствии.
Как уже писалось выше, диктофоны имеют несколько режимов записи, которые отличаются друг от друга скоростью потока и, соответственно, качеством последующего звучания и объемом получаемого аудиофайла. Обычно на диктофонах не менее трех режимов записи, но бывает и больше: пять и даже десять. К примеру, на 2 гигабайтах встроенной памяти у Olympus WS-650S в режиме LP (скорость потока - 8 Кбит/с) умещается до 529 ч записи, тогда как в пятом, самом чувствительном, режиме STXQ (скорость потока - 128 Кбит/с) – порядка 33 ч.
Минимальный битрейт записи в музыкальном формате МР3 у этого аппарата составляет все те же 128 Кбит/с, второй и высший – 192 Кбит/с (22 часа). Вот и выбирайте, что вам важнее в конкретной ситуации – качество или занимаемый объем памяти. Благо выбор вариантов бывает богатый, можно найти что-нибудь компромиссное, способное удовлетворить вас в сложной ситуации нехватки места.
Только имейте в виду, что режим LP пригоден лишь в тех случаях, когда микрофон чуть ли не под носом у говорящего. И учтите, что у каждой компании свой битрейт для всех режимов записи, поэтому скорость потока под одним и тем же обозначением может сильно разниться у аппаратов разных производителей. При выборе подходящей техники важно помнить и то, что фирмы обычно указывают в качестве максимальной продолжительность записи в режиме худшего качества, зачастую не поясняя этого.
Встречный путь к универсализму
Объем встроенной памяти у большинства современных диктофонов начинается с 1 Гб, но бывает уже и 8 Гб. Впрочем, для непрофессионалов вполне сгодятся недорогие устаревшие модели даже со 128 Мб памяти. Все равно этого хватит примерно на 5 часов записи в наиболее качественном режиме и на 71 час – в наихудшем. Проблемы могут возникнуть лишь в ситуации, когда вам приходится много писать, а перекинуть драгоценные записи некуда.
Для таких случаев хороши диктофоны с возможностью подключения внешней флешки, microSD или обычных SD. И встречаются они все чаще: даже топовые производители, которые в основном и делят между собой рынок, ранее предпочитавшие продавать технику только со встроенной флешкой, постоянно наращивая ее объем, сдались и допускают многократное расширение памяти. Кстати, сам диктофон можно использовать при необходимости как флеш-накопитель.
Меломанам наверняка будет интересна техника, дополненная функцией МР3-плеера и FM-радио. Раз МР3-плееры стали диктофонами, почему диктофоны не могут стать плеерами? Качество звучания в них практически не уступает тем аппаратам, проигрывание музыки для которых является основной функцией, только меню дисплея не всегда столь же удобно, обычно нет эквалайзера. Да и слышимость в наушниках у них бывает для музыки слабенькая. Все та же проблема специализации сказывается и здесь...
Остается только добавить, что в мире специализированных диктофонов уже многие годы неоспоримым лидером является японская компания Olympus (в России занимает около половины рынка), выпускающая массу самых разных аппаратов на любой вкус. Для нее производство диктофонов - второй по значимости бизнес после производства фотоаппаратов, отсюда такая прочная доминирующая позиция. Другие крупные производители – Panasonic, Sony, Philips, Samsung. Есть еще довольно популярный локальный российскй бренд Ritmix. Цены начинаются примерно от 800 рублей на морально устаревшие модели, а что-то посовременнее можно приобрести не меньше чем за 1200. Однако если вас интересует нечто солидное и с богатыми возможностями, будьте готовы к тому, что придется расстаться с 2000 рублей и более.
3 Comments
Как-то в своей статье вы обошли отечественные российские разработки. Между прочим, цифровые диктофоны E-dic (http://www.dictofonam.net/show_cifrovoj_diktofon_e-dic_mini_big.php) занесены в книгу рекордов Гинесса, как самые миниатюрные диктофоны. Да и по возможностям эти малыши, не уступают более крупным моделям.
Ошибаетесь, прославленные российские E-dic упомянуты в предыдущей статье обзора - http://ushaha.blogspot.com/2012/05/blog-post_900.html. ;-)
простите, не дочитал...
EmoticonEmoticon